Хочу
начать с простых рекомендаций, которые помогают
нам экономить время и деньги.
Я
буду писать о том, что сам считаю важным и интересным. О тех «граблях», на
которые приходилось наступать мне и моим коллегам.
Первая
тема – фиксация договоренностей с клиентами.
Как правило, менеджерам-переговорщикам не нравится фиксировать
результаты встреч
поскольку:
1. Это
выглядит, как проявление недоверия к партнеру
2. Это
скучная бумажная работа, которая занимает время, а есть множество более
приоритетных вопросов.
3. Другая
важная причинаJ
Не ищите лазейки для совести. Вам стоит потратить немного
времени сейчас для того, чтобы
избежать серьезной нервотрепки в будущем.
Все договоренности сторон должны быть зафиксированы!
Почему
это важно?
Я не раз наблюдал случаи, когда хорошо подготовленная
и проведенная встреча имела нулевой результат из-за того, что стороны не
зафиксировали договоренности. Один из участников «забыл» некоторые существенные
детали или передумал, не понял, не расслышал и т.д., а значит, переговоры нужно
начинать заново.
Подтверждение договоренностей экономит ваше
время и деньги, бережет нервы.
Конечно, это не панацея. Даже условия
международных контрактов могут быть нарушены. Тем не менее, это хорошо дисциплинирует участников процесса. Соблазн нарушить или видоизменить
договоренности значительно уменьшается.
Самый надежный и простой способ фиксации
договоренностей – протокол встречи. Остальное – вариации на тему.
Цель протокола – документально закрепить
достигнутые договоренности, сроки их исполнения, и определить ответственных
лиц.
1.
Протокол,
с заранее внесенными вопросами для обсуждения
- бумажная версия.
Когда использовать?
·
На всех встречах со стандартным регламентом (годовые
переговоры, итоговые встречи, другие переговоры).
·
Когда во встрече принимает участие несколько переговорщиков
с каждой из сторон.
Преимущества:
·
Максимальная детализация обсуждаемых вопросов
и принятых решений.
·
Возможность создания основы для других
документов (например, дополнительных соглашений к договору поставки)
·
Открытость. Заготовку протокола можно
направить заранее по электронной почте.
Недостатки:
Один
из членов вашей команды будет занят составлением протокола и не сможет
участвовать во встрече, как полноценный переговорщик.
2.
Протокол
встречи – электронная версия.
Можно
использовать стандартную форму или
свободный формат изложения договоренностей.
Когда использовать?
На
рабочих встречах или переговорах один на один. Вы можете договориться со своим
партнером о том, что в течение следующего дня (не позже) вы отправите ему
электронную версию протокола с предложением подтвердить достигнутые
договоренности либо написать свои комментарии. При пересылке протокола можно
поставить в копию заинтересованных лиц.
Преимущества:
·
Скорость и простота – можно быстро написать и
быстро отправить
·
Удобно хранить в папке с почтой, легко найти,
если возникнет необходимость
Тюнинг:
1. Некоторые клиенты намеренно игнорируют
подписание протоколов и подтверждение электронных писем, поскольку это лишает их возможности
дальнейших манипуляций. В этом случае можно поступить таким образом: завершите
письмо текстом: «Просьба подтвердить наши договоренности до 12.00, 12.09.2012 (подставить
нужное время и дату). Отсутствие комментариев с вашей стороны до указанной даты
будет означать для меня подтверждение договоренностей в предложенной редакции».
Ваша
обратная связь активно приветствуется! Тема следующего поста – работа с
контрактами:
- риски, при подписании контрактов с ключевыми
клиентами;
- протоколы
разногласий;
-
способы аргументации по спорным вопросам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий