Нестандартные ситуации на
переговорах: правила поведения
Человек страшится только того,
чего не знает; знанием
побеждается всякий страх.
Выигрывает в переговорах обычно тот, кто может создавать правила или
может игнорировать правила, которые ему навязывают.
Колосенко М. J
Во-первых, что такое нестандартная ситуация? Это ситуация
незнакомая, ситуация, для которой у нас нет отработанного плана. Почва уходит из-под ног, мы теряем контроль
над происходящим…
Если такое происходит на переговорах, возникает опасность
проиграть.
Идеальный способ борьбы с нестандартной ситуацией – ее
профилактика.
Лучший способ профилактики – это подготовка к переговорам.
Отдельный пункт подготовки – моделирование нестандартных ситуаций и ваше
поведение в них.
Первым делом вспомните реакции на «нестандарт», подсказанные
природой: бежать, сопротивляться, притворится мертвым ( переговорщику, конечно,
трудно задрать лапы, зато на некоторое время можно «включить игнор»).
Выбираем одну из этих стратегий. Важно, чтобы стратегия была
вашей домашней заготовкой, и вы перешли к ее исполнению спокойно, как к
очередному пункту своего плана.
Какие ситуации можно и нужно предусмотреть?
1. Сокращение
запланированного времени переговоров. Вы предполагали, что встреча
продлится 1 час, а ваш оппонент опоздал на 45 минут и просит быстро все «порешать».
Или ваш оппонент приходит вовремя и
сообщает, что у него только 10 -15 минут.
Варианты
вашего поведения:
·
Не ждать дольше 15 минут. Перенести встречу.
·
Не принимать формат, который пытается навязать
противоположная сторона («притворитесь мертвым», перенесите встречу).
2. На встречу приходят люди, которых вы не ждали. Люди, с которыми вы не знакомы.
Варианты вашего поведения:
2. На встречу приходят люди, которых вы не ждали. Люди, с которыми вы не знакомы.
Варианты вашего поведения:
Попросить вашего оппонента представить
новых людей, объяснить их роль на этой встрече. Не вести с ними переговоры, а
только фиксировать информацию, полученную от них. Если будут требовать ответы
сейчас – брать паузу на анализ информации и обдумывание своего ответа.
3.
Неадекватное
поведение оппонента: угрозы, оскорбления, шантаж, манипуляции
Варианты
вашего поведения:
Вас пытаются вывести из равновесия – не ведитесь! Нельзя демонстрировать
аналогичное поведение. Не повышайте голос, не раздражайтесь. Не переходите на
личности. Держите себя в руках. Фокусируйтесь только на предмете переговоров.
Если ситуацию не удается вернуть в
конструктивное русло, предложите перенести встречу и провести ее в другом
составе. Например, с участием босса или с коллеги вашего оппонента. Это поможет
внести в ситуацию конструктив.
4.
Обсуждение
вопросов, к которым вы не были готовы
Варианты
вашего поведения:
Предлагайте вынести эти вопросы «за
скобки». Вам нужно время, чтобы к ним подготовится. Если вопрос требует
срочного решения, не стесняйтесь остановить встречу, чтобы посоветоваться с
коллегами или спокойно обдумать варианты решений.
Почти все варианты развития событий в сложных
и нестандартных ситуациях сводятся к тому, чтобы в нужный момент вы могли дать
отпор, взять тайм-аут /или игнорировать агрессию собеседника. Держите себя в руках, научитесь говорить
твердое «нет», и удача обязательно окажется на вашей стороне!
Комментариев нет:
Отправить комментарий